Катализаторы

Какой срок службы у катализатора?

Какой срок службы у катализатора

Явные симптомы отказа катализатора

О том, что каталитический нейтрализатор скоро выйдет из строя, свидетельствует в первую очередь снижение мощности двигателя: ухудшается разгонная динамика, снижается максимальная скорость, со временем двигатель трудно заводится.

Отказ катализатора на ранней стадии можно не заметить. Просто водителю приходится интенсивнее нажимать на педаль газа, чтобы компенсировать потерю мощности. На этом этапе выхлопной воздух иногда приобретает резкий ядовитый запах сероводорода, что как раз и свидетельствует о проблемах с катализатором. Потому что именно каталитический нейтрализатор содержит химические процессы разложения выхлопных газов.

Катализаторы выходят из строя в основном по двум причинам:

Катализаторы выходят из строя в основном по двум причинам

  • либо при расплавлении керамического сердечника из-за нарушения правил эксплуатации, либо при засорении ячеек сажей;
  • при разрушении каталитического слоя или самой керамики в результате длительной эксплуатации.
  • Мифы о сроке службы катализатора

    Существуют распространенные мифы о сроке службы каталитического нейтрализатора. Давайте узнаем, что правда, а что нет.

    1. «Каталитический нейтрализатор выходит из строя очень быстро»

    Это не совсем правда. Срок службы катализаторов при правильной эксплуатации (качественные нефтепродукты) составляет 60-150 тысяч километров пробега автомобиля, после чего рекомендуется продать старый катализатор, что вполне естественно. Катализатор фильтрует выхлопные газы, а фильтры, как известно, нужно менять.

    Однако его работоспособность во многом зависит от исправной работы систем зажигания и питания, а также от качества топлива. Внутренние детали каталитических нейтрализаторов могут быть изготовлены из керамики или металла. Керамические катализаторы дешевле и поэтому более распространены. Керамический катализатор достаточно хрупок и боится механических воздействий.

    От камня, лежащего на дороге, внутренние керамические соты можно разбить на мелкие кусочки. То же самое может произойти при попадании воды на горячий катализатор. Также керамический катализатор может выйти из строя при неисправности системы зажигания двигателя. Это связано с тем, что при неудачном запуске в выпускном тракте скапливается несгоревший газ. Когда автомобиль наконец заводится, в катализаторе происходит взрыв и керамические соты не сопротивляются, а рассыпаются.

    Металлический катализатор более надежен в этом плане. Но все же, каким бы ни было внутреннее строение катализаторов, все они выходят из строя по следующим причинам:

    • Некачественный бензин;
    • Попадание масла или охлаждающей жидкости в камеру сгорания и, соответственно, в каталитический нейтрализатор;
    • Длительная работа двигателя на холостом ходу;
    • Переобогащение топливной смеси, вызванное неисправностями в системе питания.

    Катализаторы способны нормально работать только с мотором, оснащенным электронной системой зажигания и впрыска с микропроцессорным управлением.

    2. «Катализатор снижает мощность двигателя»

    Катализатор никоим образом не препятствует прохождению выхлопных газов

    Есть сомнения и в этой гипотезе. Катализатор никоим образом не препятствует прохождению выхлопных газов и практически не снижает мощность двигателя. А вот неисправный (расплавленный, разрушенный) или забитый сажей катализатор действительно снижает проходимость выхлопных газов, в результате чего машина начинает терять мощность.

    Внутри неисправного каталитического нейтрализатора температура может подняться настолько, что керамика расплавится и полностью перекроет путь выхлопным газам. В некоторых автомобилях при разрушении катализатора его частицы могут попасть в камеру сгорания через систему EGR. В этом случае происходит сбой внутреннего сгорания, появляются задиры на стенках блока цилиндров. Поэтому старый катализатор рекомендуется перерабатывать через 100 000 км пробега, независимо от его работоспособности.

    Почему катализатор такой дорогой?

    Производство каталитических нейтрализаторов – достаточно дорогой и сложный процесс. Кроме того, в качестве химического катализатора используется дорогая платина, которая способна противостоять соединениям серы. Для повышения эффективности работы в слой платинового катализатора добавляют палладий и редкоземельный элемент родий.

    Во избежание проблем с каталитическим нейтрализатором необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации:

  • Заправляйте автомобиль только качественным бензином;
  • Не запускайте двигатель с «толкателя», так как попадание несгоревшего топлива в катализатор может привести к перегреву и, как следствие, выходу из строя;
  • Если двигатель не запускается с двух-трех попыток, необходимо сделать паузу, чтобы скопившееся на поверхности топливо успело испариться;
  • Вероятность выхода из строя катализатора увеличивается из-за выброса части несгоревшего топлива в выхлопную систему во время перерывов. Из-за выхода из строя одной из свечей зажигания или обрыва высоковольтного провода может быть вызвано полное повреждение каталитического нейтрализатора.

    Какая связь между катализатором и лямбда-зондом?

    Какая связь между катализатором и лямбда-зондом

    Для нормальной работы катализатора необходимо обеспечить постоянное оптимальное соотношение воздуха и топлива в рабочей смеси, поступающей в камеру сгорания.

    15-я часть воздуха и 1 часть топлива – состав, обеспечивающий максимальное сгорание топливно-воздушной смеси. Лямбда-зонд как раз и предназначен для поддержания этой пропорции. В зависимости от содержания кислорода в выхлопной системе датчик вырабатывает соответствующее напряжение, а блок управления корректирует состав смеси, изменяя количество подаваемого в цилиндры топлива.

    Как правило, датчик находится перед каталитическим нейтрализатором и измеряет содержание кислорода в газах перед ним. То есть наличие или отсутствие катализатора не влияет на сигналы, которые подает лямбда-зонд. На них влияет только количество кислорода. Другое дело, когда два кислородных датчика, один до, а другой после катализатора. По сигналам второго датчика происходит дополнительная корректировка состава смеси, изменяется содержание кислорода после прохождения газов через каталитический нейтрализатор. Его отсутствие может негативно сказаться на образовании топливно-воздушной смеси.

    Можно ли отключить лямбда-зонд?

    После продажи старого катализатора — купите новый. Убедиться в наличии лямбда-зонда в составе, обеспечивающем качественную работу катализатора.

    В случае удаления катализатора программа управления меняется и лямбда-зонд просто удаляется. Для некоторых марок автомобилей перепрограммирование невозможно, а если неисправность датчика сильно влияет на работу мотора, то выхода нет.

    Не пытайтесь избежать здоровой жизни двигателя вашего автомобиля, обратитесь в нашу автомастерскую, чтобы избавиться от старого катализатора.

    похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.